VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельность международных сил в урегулировании грузино – абхазского конфликта

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005015
Тема: Деятельность международных сил в урегулировании грузино – абхазского конфликта
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
	высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт истории, государственного управления и международных отношений
Кафедра всеобщей истории и социально-политических наук



Лорай Кристина Андреевна

Международные организации в процессе урегулирования грузино-абхазского конфликта.



Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки «история»

направленность (профиль) подготовки «Всемирная история»

									

Научный руководитель

к.и.н., доцент,  Шайхутдинова Е.Н.



Работа защищена с оценкой:

_______________________

протокол ГЭК № _________

от «____» _______ 20___г.

Секретарь ГЭК____________





		

Кемерово 2017



Оглавление

   

   Введение.	3

   Глава 1. Исторический обзор грузино – абхазского конфликта.	12

		1.1.	Предыстория грузино – абхазского конфликта.	12

	1.2 События грузино–абхазской войны 1992 – 1993 гг. и обострение конфликта 2006 – 2008 гг.	19

	Глава II. Деятельность международных сил в урегулировании грузино – абхазского конфликта	27

	2.1 Мирное урегулирование грузино – абхазского конфликта под эгидой ООН.	27

	2.1. Роль СБСЕ (ОБСЕ) в решении грузино-абхазского конфликта.	41

	2.3. Содружество Независимых Государств в грузино-абхазском конфликте.	54

	   Заключение.	63






Введение.

	
         Актуальность темы.  Вооруженные конфликты обладают важным значением для современных международных отношений. Они несут в себе угрозу стабильности как отдельных государств, так и всего международного пространства в целом. Кавказский регион всегда был очагом повышенной напряженности из-за постоянных этнических противоречий. События в Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Чечне и Абхазии постепенно принимали характер вооруженных столкновений, что можно сравнить с конфликтами в среднеазиатском регионе и на Балканах.  Поэтому Кавказ как источник угрозы безопасности вошел в  интересы международного сообщества и заставил рассматривать себя как межнациональную проблему. Кроме того, мировая интеграция этого региона не возможна, пока не разрешатся все существующие конфликты на этой территории. С учётом современных протекающих  тенденций  приобретает достаточно актуальный характер выявление  их предпосылок, причин возникновения, и, что самое главное, методов их разрешения. 
         Протекающие геополитические процессы на Кавказе, особо остро проявились в Абхазии. В результате того, что Абхазия  довольно значима в геополитическом плане, она  стала одним из центров, где непрерывно идет противостояние внешних геополитических сил.  Таким образом, одним  из острых конфликтов кавказского региона является грузино-абхазский конфликт, являющийся угрозой для грузинского национального единства и затрагивающий интересы соседних стран. Следовательно, изучение деятельности международных организаций и их механизмов урегулирования данного конфликта представляет особый интерес, так как протекающие на его фоне характерные политические и экономические процессы оказывают деструктивное влияние на обстановку в регионе и расшатывающие воздействие на  мировой порядок. 

	Степень изученности темы.  В современной литературе много внимания уделено грузино-абхазским отношениям.  Разработкой данной проблематики занимались как отечественные и зарубежные исследователи, так и историки Абхазии и Грузии. Однако, стоит отметить, что большинство литературы политизировано, что объясняется  заинтересованностью грузинских и абхазских авторов в отстаивании своих национальных интересов.
         Ввиду того, что тема современна, достаточно затруднительно систематизировать историографию  по хронологическому принципу. Поэтому историографию выпускной квалификационной работы следует разделить на четыре типа. 

	Грузинская историография. Большой интерес представляют труды грузинских историков, которые признают приверженность международных организаций к Грузии в грузино-абхазском конфликте. Одним из таких трудов является статья Анчабадзе Г.З. «Грузино-Абхазское государство: историческая традиция и перспективы», в которой  отмечается влияние абхазов на строительство грузинской государственности и прямо говориться о международной политической поддержке Грузии в конфликте. Поиском причин грузино – абхазского конфликта занимались такие авторы как Г. Нодия «Взгляд из Грузии» и Анчабадзе Г.З. «Изучение вопросов этнической истории абхазов на фоне грузино-абхазского конфликта».

	Абхазская историография: Абхазских историков отличает стремление показать независимость истории Абхазии от истории Грузии. Их позиция носила оборонительный, но и в тоже время вызывающий характер. Так, абхазами были опубликованы ряд документов, подтверждающие планомерное заселение грузинами абхазской территории.
         О сопротивлении международного сообщества выходу Абхазии из состава Грузии и о его неоколониальных идеях рассуждает абхазский историк Е.К. Аджинджал в своём труде «Абхазская реконкиста и международное право».  В связи с необходимостью усилить содействие миротворческих организаций в послевоенном восстановлении Абхазии в 1996 г. в Пицунде был проведен  семинар «Активизация международных организаций в процессе миростроительства в Абхазии», на котором с докладами выступили такие видные исторические деятели как Л. Тания, В. Хагба, Т. Кецба и др. В трудах С.М. Шамба «Роль западных структур в урегулировании абхазского конфликта», А.А. Отырбы «Абхазия и ООН», Э.Н. Тужба  «Международные организации в Абхазии: цели и основные направления деятельности» даётся оценка роли международных организаций в урегулировании грузино абхазского конфликта. Грузино – абхазский конфликт в исторической ретроспективе рассматривал В.А. Чирикба «Грузино-абхазский конфликт». 
         Российская историография. Из трудов отечественных исследователей в первую очередь необходимо отметить «Миротворческая операция в Абхазии: основные задачи коллективных сил по поддержанию мира в зоне межнационального конфликта»  Г.П. Дудина, «U N O M I G - Миссия О О Н в Абхазии и Грузии» В.А. Загорулько, «Участие Организации Объединённых  Наций в постконфликтном урегулировании в Абхазии, Южной Осетии: оценка эффективности» коллектива авторов – О.А. Колобов, А.П. Коротышев, Н.А. Минаев.  Авторы рассмотрели участие международных организаций	й и их эффективность в урегулировании конфликта, а также выявили механизмы его решения. 
Исторический ход конфликта и его предпосылки выявили Митяев В.Г. «Грузия: проблемы и перспективы развития», Казенин К.И. «Грузино – абхазский конфликт 1917 – 1992» и Жуков Д.А. «Войны на руинах СССР». В монографии В.Х. Пряхин «Региональные конфликты на постсоветском пространстве» была обнаружена связь грузино – абхазского конфликта с другими локальными конфликтами в кавказкам регионе и высказана мысль о создание нового международного сообщества, которое бы предотвращало вспышки локальных и глобальных противоречий.

	Зарубежная историография. Отношения между Грузией и Абхазией после распада Союза Советских Социалистических республик и вмешательство Запада в его урегулирование рассматривали ряд зарубежных авторов: Н. Макфарлейн «Роль ООН», Б. Коппитерс «Политика Запада в области безопасности и грузино-абхазский конфликт» и Э. Коэн «США, страны Центральной Азии и Кавказа: проблемы и перспективы взаимоотношений».

	Объектом исследования выступает грузино-абхазский конфликт.
          Предметом исследования является политика международных организаций в урегулировании грузино-абхазского конфликта.
         Цель работы – проследить степень вмешательства международных организаций в урегулирование грузино – абхазского конфликта в контексте происходящих политических, экономических и социальных процессов на территории конфликта.

	Исходя из цели выпускной квалификационной работы, будут решены следующие задачи:

	1.Выявить предпосылки и причины возникновения грузино-абхазского конфликта.
2.Рассмотреть основные события грузино-абхазского конфликта.
3.Выяснить роль и степень влияния Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых государств на разрешение грузино-абхазского конфликта.

	Хронологические рамки исследования определялись началом острой конфронтации Абхазии и Грузии. Нижняя рамка хронологии обусловлена стадией вооруженного столкновения между абхазской и грузинской сторонами. Отправной точкой стала грузино-абхазская война, начавшаяся в августе 1992 г.  Верхняя рамка – это август 2008 г., когда произошло признание независимости Абхазии Российской Федерацией и рядом других стран. Однако, для понимания исторического контекста конфликта, рамки могут быть расширены.

	Территориальные рамки охватывают территорию Грузии и Абхазии.

	Методология выпускной квалификационной работы сформирована несколькими общенаучными подходами. Содержательная часть работы в значительной степени является результатами политического и научного анализа ряда официальных документов ООН, ОБСЕ(СБСЕ), Грузии и Абхазии, а так же научной литературы по исследуемой проблеме  на основе принципов историзма и объективности. Проверка достоверности анализа осуществлялась путем сопоставления полученных выводов и положений с прошедшими и реальными политическими событиями, связанных  с формированием государственности в Абхазии.

	Основным  принципом исследовательской работы является принцип историзма,  который рассматривает различие между прошлым и настоящим и изучает  события  в тесной связи с исторической конъюнктурой. Стремление сформировать общую картину природы грузино-абхазского конфликта реализовывалось с помощью метода исторического описания. При рассмотрении особенностей международной политики по урегулированию конфликта между Грузией и Абхазии, был использованы системно-исторический метод и метод политического прогнозирования. С помощью сравнительно-исторического метода и метода политического прогнозирования в исследуемых явлениях выявлено общее и особенное, выделены международные политические тенденции. Для определения количества беженцев и перемещённых лиц был использован статистический метод.

	Источниковую базу составляют несколько видов источников: правовые, документальные и материалы средств массовой информации.

	К правовым источникам относятся: резолюции ООН, издаваемые с 1992 г. по 2008 г. и регламентирующие отношения между ООН, Грузией и Абхазией;  документы ООН, ОБСЕ(СБСЕ), СНГ о принятии Грузии в члены этих организаций; Соглашения между Абхазией и Грузией, регулирующие прекращение боевых действий и возвращение беженцев и перемещённых лиц; создание международных органов, занимающихся грузино-абхазским вопросом, отражено в  «Положении о создании Координирующего совета» и «Решении парламентской ассамблеи ОБСЕ об учреждении специального комитета Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Абхазии, Грузия»; Устав СНГ, обязывающий всех государств – участников принимать участие в обеспечение международной безопасности; эволюция государственного строя Абхазии и Грузии показана в Конституциях Абхазии 1925 г. и 1927 г. и Конституции Грузии 1978 г., «Декларации о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики 1990 г.», «Акте о восстановлении  государственной независимости Грузии», «Акте о государственной независимости Республики Абхазия  1999 г.».

	Документальными источниками являются письма и доклады Генерального секретаря ООН. Переговорный процесс отражается  в «Меморандуме о понимании между Грузией и Абхазией», «Коммюнике о проведение дополнительных раундов переговоров» и Заявлениях по политическому урегулированию конфликта. Грузинская позиция по отношению к международным организациям отражена в «Заявление Э. Шеварднадзе к Совету Безопасности ООН» и в «Письме правительства Грузии к Совету ОБСЕ». Возможный политический компромисс между Абхазией и Грузией был выражен в «Основных принципах разграничения конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми».  Документы встреч Совета Министров  и саммитов ОБСЕ  являются итоговыми решениями ОБСЕ, касающихся обстановки в Грузии и Абхазии. Из документальных материалов Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов миротворческих сил, локальных войн и вооруженных конфликтов «Миротворец» были взяты статистические данные о количестве миротворцев на территории Абхазии.

	К материалам СМИ относятся статья из периодического издания «Вести», в которой показано желание Абхазии завладеть военными базами в Гудауте; в новостной ленте «РИА Новости»  освещается события вокруг продления Миссии ОБСЕ.  Из газеты «Военно-промышленный курьер» было взято интервью  с генерала-лейтенанта Александра Евтеева, а из газеты «Коммерсантъ»  статья с информацией о сбитом вертолете МООНГ. Также были использованы  видео материалы, а  именно выступление З. Гамасахурдия.

	Теоретическая и практическая значимость. 

	С теоритической позиции, была предпринята попытка рассмотрения литературы с привлечением источниковой базы для формирования целостной картины грузино-абхазского конфликта и попыток международного сообщества по его урегулированию.

	С практической точки зрения, рассмотренные механизмы по урегулированию грузино-абхазского конфликта при их будущем совершенствовании можно применять в рамках других локальных конфликтов. 

	Данное  исследование является актуальным в современным реалиях, так как абхазская проблема до сих пор окончательно не решена и остается на повестке международного сообщества.

	Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

	

	







Глава 1. Исторический обзор грузино – абхазского конфликта.

Предыстория грузино – абхазского конфликта.

		Одно из центральных направлений в политике Грузии занимает абхазская проблема. На протяжении всего советского времени, в частности периода перестройки, напряженность грузино – абхазских отношений ни один раз проявлялась на территориях конфликтующих стран.

	Общеизвестным фактом является то, что административное устройство Российской империи было устроено таким образом, что территориальное деление окраин не соответствовало национальной локализации населения страны. В результате этого, представители разных народностей были объединены в одно целое. Основополагающим принципом такого разделения, по мнению властей, являлись практичность и удобство экономического и административного контроля над территориями. В конце XIX – начале XX вв. Абхазия была известна как Сухумский военный округ, который изначально был частью Кутаисской губернии, а впоследствии находился под управлением центральной администрации Кавказа, расположенной в городе Тифлисе. Гаграский район же, в период 1904 – 1917 гг. оказался непосредственно под руководством Черноморской губернии.

	В 1917г. Российская империя перестала существовать, что послужило причиной образования независимой Грузии в мае 1918 г. Первоначально, Абхазия стала частью Горской республики, консолидировавшись с родственными народами Северного Кавказа. Несмотря на это, уже к сентябрю 1918 г. Грузинская Демократическая Республика окончательно утвердила свой контроль над Абхазией. В грузинской трактовке это произошло в результате мирного добровольного соглашения, которое предоставляло Абхазии значительную внутреннюю автономию, а по мнению абхазов - на основе насильственной ликвидации Народного совета и ввода грузинских войск. В марте 1921 г., после того когда была утверждена советская власть в Закавказье, Абхазия был провозглашена Советской Социалистической Республикой. В Декларации от 21 мая говорилось: «Революционный Комитет Социалистической Советской Республики Грузии признает и приветствует образование независимой Социалистической Советской Республики Абхазии...». Тем не менее, уже в декабре 1921 г., ССР Грузия и ССР Абхазия заключили союзный договор, по которому Абхазия вошла в ЗСФСР (Закавказкая Советская Федеративная Социалистическая Республика), состоящей из Грузии, Армении и Азербайджана, и передала в управление Грузии свои иностранные дела. В абхазской интерпретации подписание данного соглашения произошло под давлением Г.К.Орджоникидзе и И.В.Сталина. 

	В марте 1925 г. III съезд Советов Абхазии принял Суверенную Конституцию, чье окончательное утверждение произошло лишь через два года - в марте 1927 г. Документ закреплял добровольное объединение Абхазии и Грузии на договорной основе, в результате чего Абхазия вошла в ЗСФСР, а через нее в СССР. Кроме того, республика могла свободно выйти  из Союзов, а ее территория объявлялась неприкосновенной. В обязательной форме прописывалось незыблемость суверенитета Абхазии и ее право на самостоятельное осуществление государственной власти без вмешательства со стороны других сил. Однако суверенитет Абхазии все же был ограничен Конституциями ЗСФСР и СССР. В отдельной статье было прописано тройное гражданство абхазов, означавшее, что абхазы не только были гражданами Абхазии, но являлись и гражданами Грузии и СССР. 

	Содержимое Конституции 1925 г. напрямую показывало, что Абхазия становилась суверенным государством без всяких обязательств перед Грузией, и тем самым могла свободно выбирать свой дальнейший путь развития. Впрочем, данная Конституция не стала Основным законом республики, так как Заккрайком призвал пересмотреть в конституционном порядке грузино-абхазские отношения. Таким образом, в последней редакции от 1927 г. были внесены поправки, которые уменьшали компетенцию абхазских органов и понизили политический статус Абхазии. Так, государственный бюджет Абхазии стал входить в общегосударственный бюджет Грузии и управляться Всегрузинским Центральным Исполнительным Комитетом. Помимо этого, изменения коснулись и государственного языка. Если в 1925 г. официальным статусом государственного языка обладал только русский язык, то в поправках от 1927 г. государственными языками становились русский, абхазский и грузинский. Стоит отметить, что поправки были внесены и во II главу Конституции, в которой говорилось, что органы власти Грузии обладают правом отменять постановления и указы, издаваемые центральными органами Абхазии.

	Официальное оформление грузино-абхазских отношений, которые сложились после 1921 г., произошло 11 февраля 1931 г. на VI съезде Советов ГССР и АССР, когда было принято постановление о создании Абхазской автономной республики в составе Грузинской ССР. 

	В 30-х гг. XX века, грузинские власти взяли курс на так называемую целенаправленную ассимилицию. Так, с важных постов были удалены абхазские государственные  партийные деятели, в абхазском алфавите русская графика была заменена грузинской, а с 1945 г. обучение в школах и проведение радиопередач  проводилось на грузинском языке. Параллельно этому, началось планомерное заселение территории Абхазии грузинским населением. В целом за 70 лет, начиная с 1926 г. и заканчивая 1979 г., на территорию Абхазии было перемещено 213 тысяч грузин. Процессом перемещения занималась организация «Грузпереселенстрой», чье финансирование шло из государственного бюджета Грузии.

	Однако, в середине 50-х годов XX века, после смерти И.В. Сталина, тбилиское руководство решило смягчить проводимую политику и во многих абхазских учебных заведениях было возобновлено обучение на родном языке. Так же было сформировано абхазское радио и телевидение, началась печать литературы на абхазском языке и т.д. Касательно политической составляющей, то и там произошли изменения. Например, первым секретарем Областного комитета КП начал избираться политический деятель, принадлежащий к абхазской национальности. 

	Но национальную политическую элиту Абхазии такая обстановка не устраивала. С их точки зрения, все важные вопросы, касающиеся политики и экономики Абхазии, решались в Тбилиси. Кроме того, достаточно обостренной проблемой для абхазов был демографический процесс, в результате которого резко увеличился рост грузинского населения в Абхазии. По мнению абхазской стороны, именно Грузия спровоцировала данный кризис. Обвиняемая сторона  не согласилась с выдвинутыми обвинениями и аргументировала свою точку зрения тем, что увеличение приезжих на абхазскую территорию было вызвано не политикой ассимиляция,  а хозяйственной необходимостью страны, а именно обширным строительством курортов.

	Начиная с конца 1950-х гг. на последующие шаги примирения со стороны Тбилиси уже не пошли сторонники и участники национального движения, выработавшие свою идеологию. Активизировались  сепаратистские течения и постепенно начали появляться лозунги, пропагандирующие отделение Абхазии от Грузии и как дальнейший вариант, вступление ее в РСФСР в качестве союзной республики.  Вместе с тем активизировались и грузинские группировки, которые в резкой форме высказывались против притязаний абхазских руководителей. В это время в  Грузии пользовалась популярностью мысль о независимой Грузии с унитарным строем.  

	Абхазские группировки  организовывали демонстрации, забастовки рабочего класса на различных предприятиях, выступления студентов и преподавателей. 18 марта 1989 г. в селе Лыхны широкомасштабный митинг, на котором было выдвинуто требование о выходе Абхазии из состава грузинской СССР и возвращение ей статуса союзной республики. В июле 1989 г. произошла масштабная стычка между грузинской и абхазской молодежью, которая привела к жертвам и разрушениям. Причиной столкновения стало создание грузинского отделения в Абхазском университете в Сухуми взамен филиала Тбилисского государственного университета. Лишь своевременное вмешательство вооруженных сил СССР прекратило это столкновение. С этого времени конфронтация между грузинской и абхазской сторонами обострялась, что сказывалось на общественно-политической жизни Грузии, где нарастали шовинистические тенденции.

		В конце 1980-х гг. на политической арене Грузии возник Звиад Константинович Гамасахурдия, который проводил политику, отличающуюся крайним этническим национализмом. Он занял пост президента 14 апреля 1991 г.  В начале апреля 1989 г. в Тбилиси прошел митинг с требованиями о суверенитете Грузии, на котором З. К. Гамасахурдия выступил с речью, имевшей впоследствии большое значение для грузино-абхазского конфликта. Он заявил, что «абхазской нации никогда не существовало» и Грузия поможет «этим племенам»  только тогда, когда они уступят свою территорию. Таким образом, его лозунг «Грузия для грузин» был подхвачен большинством грузинского населения и вызвал антигрузинские движения на территории Абхазии. Тем не менее, его неспособность к компромиссу и авторитарность привели к тому, что оппозиционные настроения стали возникать и в рядах его бывших сторонников.

		Политика национализма З. Гамазахурдия не вызывала у международного сообщества одобрения, так как западные страны как раз находились на стадии понимания важности формирования прав национальных меньшинств для безопасности европейского пространства. Они  опасались этнических конфликтов на территории стран бывшего социалистического блока, которые могли хоть и косвенно, но повлиять на  безопасность Европы в целом.

	Дальнейшее развитие грузино – абхазский конфликт получил в 1990 г., когда в парламенте произошёл раскол между абхазской и грузинской сторонами. Верховный совет Абхазии 25 августа принял Декларацию, по которой Абхазия получала независимость. Она должна была защитить государственное устройство Абхазии от посягательств на её статус тбилисского руководства. Грузинская часть парламента в ответ на это, заявила 26 августа, что все акты о суверенитете не имеют под собой юридической силы, так как они нарушают статьи Конституции Грузинской ССР. 

	Период с 1991 г. по 1992 г. характеризуется обострением внутриполитической борьбы и слабостью центральной грузинской власти. В результате военного переворота 1991-1992 гг. З. Гамсахурдиа был смещён с поста и новым лидером Грузии стал Э. А. Шеварднадзе. Грузинское общество возложило большие надежды на человека, «который внёс значительный вклад в завершение холодной войны» и способного сблизить Грузию с Западом, в отличие от потерпевшего неудачу на международном поприще З.К.  Гамсахурдия. Однако, провал политики балансирования между Западом и Россией стал очевиден тогда, когда под руководством Э. А. Шеварднадзе развязалась грузино-абхазская война.

	9 апреля 1991 г. грузинское правительство приняло «Акт о восстановлении  государственной независимости Грузии» и объявило, что Грузия является защитником исключительно грузинских этнических интересов. По мнению грузинов, независимость Грузии скорее была не установлена, а лишь воссоздана заново, так как насильственное присоединение Грузии к России в 1921 г. было иностранной агрессией.

	Распад СССР, отставка З.К. Гамсахурдиа и приход к власти Э.А. Шеварднадзе стимулировали абхазское руководство к закреплению своих позиций. Воспользовавшись временными трудностями нового тбилисского руководства, председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Григорьевич Ардзинба начал укреплять самостоятельность республики. Во-первых, ряд грузинских законов были признаны недействительными на территории Абхазии, во-вторых, был смещен с должности министр внутренних дел грузинской национальности, в-третьих, прекратила своё действие Конституция  1989 г. и получила силу Конституция 1925 г. которая объявляла Абхазию независимой республикой, входившую в ЗСФСР на основании договора. Таким образом, Абхазия стремилась восстановить свой независимый политический статус, которым временно обладала по соглашению с Грузией от 1918 г.  

	В политическом отношении 1917 г. стал знаменательным в Закавказском регионе, ведь Абхазия, как и Грузия вступила на путь обретения независимости. В период с 1917- 1931 гг. Абхазия являлась самостоятельным субъектом международных отношений, но вхождение АССР в Грузинскую республику в 1931 г. понизило абхазский статус до автономии. Политика грузинизации, проводимая с 30-х гг. тбилисским руководством натолкнулась на абхазские националистические движения, что вылилось в ряд митингов и демонстраций с требованиями  предоставления Абхазии суверенитета.

	Наиболее острый характер конфронтация получила именно с конца 80-х годов XX века, когда Грузия начала в одностороннем порядке начала утверждать постановления, ущемляющие государственность Абхазии. Это привело к конституционной войне, ставшая поводом для открытого столкновения.

	Позиция национальной интеллигенции Абхазии сводилась к стремлению добиться руководящей роли в республике и права свободного регулирования экономическими ресурсами страны. Население же требовало предоставление права на свободное национальное самовыражение, которое, с их точки зрения, было сильно притеснено на территории  Грузинской Советской Социалистической республики.  

	Таким образом, изначально конфликт зарождался  как движение за территорию, которая заселялась лицами грузинской национальности, и равенство абхазской и грузинской культуры и языка. Но, с течением времени он перерос в движение за абхазское национальное самоопределение и политическую  независимость.

1.2 События грузино–абхазской войны 1992 – 1993 гг. и обострение конфликта 2006 – 2008 гг.

	После отмены Конституции 1989 г. 23 июля 1992 г., 14 августа 1992 г. Грузия ввела свои войска на территорию Абхазии. Поводом для этого стало обвинение Абхазии в захвате 13 грузин, в том числе и министра внутренних дел Грузии -  Р. Гвенцадзе в заложники. Абхазия категорично отрицала данное обвинение и называла грузинскую провокацию подготовленной операцией по захвату абхазской территории.  Начиная с осени 1992 г., именно Грузия располагала военным превосходством – ею была захвачена почти вся абхазская территория, вплоть до границы с Россией. В. Ардзинба контролировал лишь небольшую территорию с центром в Гадауте. Но, в результате абхазских военных операций к концу войны под контролем В. Ардзинбы находилась почти вся территория Абхазии.

	Следует отметить, что РСФСР стремилась к мирному разрешению конфликта. Однако единства в самом руководстве России по данному вопросу не существовало, так как присутствовало противостояние между Б. Н. Ельциным, видевшего в Грузии своего политического союзника, и Р. И. Хасбулатовым, ориентированного на Абхазию. В августе 1992 г.  в Грузию от Верховного совета России были направлены две делегации, целью которых было объявить воюющим сторонам, что Россия  не будет вмешиваться во внутренние дела суверенных государств и будет способствовать восстановлению мира. 

	В начале сентября 1992 г. прошла встреча в Москве представителей России, Грузии и Абхазии, на которой было достигнуто согласие по вопросам прекращения огня, возврата пленных и возобновлении работы абхазских органов власти. Впрочем, позднее оказалось, что стороны не готовы к выполнению пунктов соглашения, а договоренности не обладают достаточной конкретикой и не способны гарантировать выполнение поставленных задач.  В итоге, вооруженное столкновение полулегальных военных группировок продолжалось.

	В октябре 1992 г. обстановка в Грузии в политическом плане была весьма неустойчива из-за парламентских выборов, в ходе которых Э. А. Шеварднадзе натолкнулся на ряд проблем, которые, однако, не стали препятствием для его победы на выборах председателя парламента. Кроме того, абхазы успешно осуществили операцию по захвату Гагры и выходу на границу с Россией по реке Псоу. С этого момента грузины потеряли свое военное преимущество и абхазы непрерывно вели боевые действия на территории северно – западной Абхазии.

	16 сентября 1993 г., несмотря на подтвержденное Сочинское соглашение от 27 июля 1993 г., абхазы, решив воспользоваться внутренней нестабильностью Грузии и отсутствием у нее хорошо вооруженной армии, начали широкомасштабное наступление. К концу сентября под контролем В. Ардзинба оказалась вся территория республики.  Россия, в свою очередь, призывала прекратить военные действия, но военное поражение в Абхазии, повлекло за собой грузинские антироссийские компании. 

	Причин разгрома Грузии в сентябре 1993 г. несколько: во-первых, грузинская армия в Абхазии оказалась недееспоспособной в введении военных операций, что заключалось в отсутствии дисциплины в рядах солдатов и координации действий между грузинским командованием, во-вторых, наступление абхазской армии было привязано к выступлению звиадистов в Мегрелии и в-третьих - слабая грузинская центральная власть, представители которой постоянно враждовали между собой.

	8 октября 1993 г. состоялась встреча глав четырех государств – Армении, Азербайджана, Грузии и России, на которой было подписано соглашение о пребывании российских войск на территории Грузии вплоть до 1995 г. 18 октября Э.А. Шеварднадзе обратился к руководству Армении, Азербайджана и России с просьбой навести порядок на территории Грузии. Россия на данный призыв отреагировала сразу и пообещала выделить несколько военных подразделений, которые будут участвовать в этой «миротворческой акции». В результате военной помощи России, угроза режиму Э. Шеварнадзе в Грузии была ликвидирована.

	Условно грузино – абхазскую войну можно разделить на два этапа. Первый этап охватывает август-декабрь 1992 г., когда грузинские военные формирования активно ведут наступательные действия на территории Абхазии. Второй этап начинается с января 1993 г. и заканчивается  сентябрем 1993 г., когда Абхазия устанавливает контроль над своей территорией и активизируется переговорный процесс под эгидой международных организаций, направленный на прекращение огня между воюющими странами.

	Грузино – абхазская война стала причиной полного разрушения крупных районов Абхазии и повальному перемещению населения. В результате боевых действий около 200 тысяч грузин были вынуждены покинуть свое постоянное место жительства. После начала российских миротворческих операций в результате  окончания войны в Гальский район вернулось около 60 тысяч беженцев, в Грузии оставалось ещё около 120 тысяч человек. После войны многие «грузинские беженцы» участвовали в партизанских и террористических диверсиях в Абхазии, чем усугубляли свое положение. Проблема беженцев была одной из принципиально значимых проблем при урегулировании грузино-абхазского конфликта. Против возвращения грузинских беженцев были не только абхазы, но и сами грузины, не желавшие жить в независимой Грузии и боявшиеся ответственности за антиабхазские выступления.

	После окончания войны 1992-1993 гг. начались переговоры по послевоенному урегулированию грузино – абхазских отношений. Самые главные вопросы на повестке встреч касались возвращения беженцев, экономического восстановления Абхазии и определения её политического статуса. 

	Воспользовавшись обострением ситуации в Чечне, 26 ноября 1994 г. Верховный совет Абхазии принял новую конституцию на замену конституции 1925 г., которая уже не соответствовала современным правовым реалиям. По конституции Абхазия признавалась суверенным и демократическим государством во главе с первым президентом В. Ардзинба, избранным депутатами Верховного совета.

	В 1995 г. вновь возникли предпосылки для начала боевых действий. В сентябре 1995 г. Тбилиси посетил В.С. Черномырдин, в результате чего между Абхазией и Российской Федерацией была достигнута договоренность о предоставлении грузинской стороне содействия в поддержании политического контроля над Абхазией в обмен на 25-летние присутствие российских военных баз на грузинской территории. В ответ на это абхазские власти заявили о своем категоричном протесте и привели военные силы в боевую готовность. Однако, вместо мирного разрешения возникших противоречий, Россия закрыла границы с Абхазией, обвинив в срыве  переговоров, и объявила о ее политической и экономической блокаде.

	В 1997 г. прошел очередной раунд переговоров, на котором был согласован ряд документов, определяющих правовые отношения между конфликтующими сторонами. Но Грузия отказалась их подписывать, заявив о том, что для Абхазии допустим только статус автономии. В итоге, переговорный процесс опять зашел в тупик.

	Не помогла выйти из этого тупика и так называемая «шестидневная война» в мае 1998 г. 20 мая 1998 г. неофициальные боевые формирования при поддержке грузинских войск вторглись в Гальский район, где находилась единственная крупная гидроэлектростанция в регионе, обеспечивающая энергией как Абхазию, так и треть всей территории Грузии. В результате боевых действий, с помощью российских миротворцев попытка вооружённой агрессии была подавлена. 25 мая был подписан Гагрский протокол, по которому ведение боевых действий прекращалось и Грузия обязана была предотвращать проникновение террористических организаций на абхазскую территорию.

	В конце 90-х гг. отношения между Грузией и Российской Федерацией обострились, что поспособствовало укреплению сотрудничества Москвы и Сухуми и ослаблению российский санкций против Абхазии. Таким образом, в Абхазии наметилась положительная тенденция и в октябре 1999 г. парламентом Абхазии был принят «Акт о государственной независимости», по которому Абхазия признавалась независимым государством. Кроме того, Абхазия обратилась к страна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%